Форма входа

Наш опрос

Оцените работу нашего Центра
Всего ответов: 3




Пятница, 19.04.2024, 11:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр детского и юношеского туризма и краеведения г.Истра

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации наших сотрудников

Шестакова Т.В. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев

Шестакова Т.В. директор СДиЮТиЭ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

И РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ  ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 

Рубеж XX и XXI столетий стал для России действительно переломным этапом. Это ощутимо сказывается на деятельности практически всех социальных институтов, включая школу. Перемены затронули и школьные музеи.

Еще в начале XX века в России и за рубежом сложилось отношение к музею как к демократическому по своему характеру и по просветительской направленности, «открытому для всех» социальному институту. Он был признан средством реформирования школы и частью единой системы внешкольного образования. Эта идея получает еще большое распространение в 1960-е годы и в последующие десятилетия, когда происходит окончательный отказ от приоритета задач хранения и изучения коллекций в пользу признания необходимости повернуться лицом к человеку, вступить с ним в диалог, служить интересам общества.

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для  гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория).

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной.

Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а также - близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и прежде всего проживающих на данной территории родителей учащихся).

Отмеченные позиции со всей определенностью указывают на то, что школьный музей как открытая система имеет трехуровневое строение. Первый уровень - это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;

второй уровень - интеграция музея в учебно-воспитательный процесс; третий уровень - связь музея с местным сообществом.

Успешность функционирования этой трехуровневой системы зависит от целого ряда внешних по отношению к ней факторов, из которых наиболее существенными на сегодняшний день является профессионализм тех, кто причастен к работе школьного музея.

 

I. МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

1.1. Специфика школьного музея

В сочетании школьный музей ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность.

В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу», «перенестись в него» из настоящего. А потому отличительной чертой (и преимуществом) музея большинство учащихся считают возможность увидеть: «старинные», «давние», «древние», «исторические» («доисторические»), а также «редкие» или «дорогие» экспонаты («предметы», «вещи», «памятники», «ценности», «достопримечательности»). Это картины (наиболее часто называемый экспонат), скульптура, драгоценности, книги и многое другое.

В школьном музее видится отражение не жизни далеких предков (что подразумевает ориентация на глубокую «древность» и «старину»), а прежде всего своей собственной жизни.

Учащиеся считают главной чертой специфики школьного музея как «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея. Однако не следует игнорировать и стремление учащихся видеть в музее экспонаты, изготовленные своими руками, собственные коллекции и находки.

1.2. Потенциальные возможности образовательно-воспитательного воздействия

Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей», к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и добровольные помощники.

Итак, музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловаж­но отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.

Современные социально-экономические условия подталкивают музеи к обнаружению новых механизмов реализации своей жизнедеятельности. Это продиктовано желанием расширить круг потребителей, а также решить, в той или иной мере, насущные материально-экономические проблемы. «Запуск» этих механизмов связан с поиском оптимального способа развития музея и собственной уникальности в ряду других.

1.3. Инварианты школьного музея (типы, профили, жанры)

Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что он - музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик.

К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, который также имеет столетнюю историю развития. Как и школьный, он обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие ребенка и строит свою деятельность на основе использования интерактивных методик. Последнее подразумевает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия, использование своеобразных путеводителей («творческих заданий», «листков активности», «рабочих тетрадей»), заменяющих экскурсию. Однако в детском музее преимущественное внимание уделяется активизации процесса восприятия музейного материала, тогда как в школьном - вовлечению детей в создание проектов.

Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную палитру. Это историко-краеведческие, художественные, народного быта и культуры, истории школы, образования, наконец, естественнонаучные и технические. Очевидно явное преобладание, в количественном отношении, музеев военно-исторического профиля (2/3 из них посвящены событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).

Однако и специалисты, и сами «пользователи» указывают на большой потенциал и реальную ценность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей. Особенно перспективным представляется в этом контексте вовлечение школьных музеев в краеведческую деятельность, их ориентацию на детско-юношеский туризм.

Представляется также, что школьный музей должен работать не только с понятием профиль. Особого внимания сегодня заслуживает проблема определения жанра как оптимального способа реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий.

Можно выделить пять тем , главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей. Это следующие направления:

1. Музей-экспозиция (выставка).    2. Музей-мастерская (студия).

3. Музей-лаборатория. 4. Музей-клуб, музей-театр.

5.Музей-адаптационный центр.

К возможным отнесем:

6.Музей-экскурсионное бюро.      7. Музей-игротека.

8. Музейное кафе.         9. Музей-ярмарка.

Прежде чем кратко охарактеризовать каждый из этих жанров, следует особо подчеркнуть, что едва ли они могут существовать в чистом виде. Мы выделили их на уровне модельного проектирования с учетом главной, ведущей характеристики. В реальности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик. Вопрос - лишь в их иерархии, соразмерности и соподчинении. С учетом сказанного перейдем к характеристикам.

•Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

Этот жанр школьного музея нуждается в наращивании целого ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.

Следующие три жанра уже сейчас четко сориентированы на развитие определенных профильных дисциплин, на расширение опыта, знаний и умений учащихся в основной или дополнительной сфере образования. Они чаще всего получают развитие в школах, сориентированных на ту или иную область знания или жанр искусства.

•Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции может быть также

рассредоточены по отдельным кабинетам. Все это способствует органичному включе­нию музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей.

Музей-лаборатория. Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

Музей-клуб, музей-театр. Экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея-театра или музея-клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра или клуба, выпусками журналов и газет, рефератами по культуре или обычаям изучаемой страны, музыкальными записями и пр.

Теперь охарактеризуем музей, который становится органической частью тех школ, где существуют классы коррекции или учатся дети, нуждающиеся в социальной реабилитации.

•Музей-адаптационный центр. Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной на длительной срок программе, учитывающей специфику аудитории. Само экспозиционное пространство должно создавать «разгрузочную» среду, способствующую созданию климата доверительного общения, а также вовлечению детей в различные виды деятельности.

Кратко попытаемся очертить возможности следующих трех жанров, которые мы определили как гипотетически возможные. Деятельность таких музеев имеет не только гуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми экономическими реалиями, поскольку может способствовать улучшению материального положения и школ, и обучающихся.

Музей-экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района, в том числе через циклы лекций (включая выездные) и экскурсий. Создание такого музея возможно на основе введения в программу школы факультатива по «Экскурсоведению», в который войдут такие дисциплины как краеведение, экологический туризм, мастерство экскурсовода и др. Для более эффективной деятельности музея данной направленности необходимо укрепление его контактов с туристскими центрами района, прежде всего детскими туристскими центрами.

Музей-игротека. Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий. Это определяет целесообразность введения в программу занятий с активом факультатива «Музейный сценарий».

Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или учреждениях профессионального образования (начального, среднего), где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления и потребления пищи была связана с историей, национальными праздниками и обычаями, традициями того или иного народа, а музейные посиделки приносили радость неформального общения всем участникам. Об органичности подобного жанра свидетельствует то, что многие детские музеи практикуют занятия, на которых можно научиться приготавливать пищу по старинным рецептам или окунуться в атмосферу традиционного для той или иной страны застолья. К примеру, здесь можно приобщиться к традиции празднования на Руси Масленицы, Пасхи, именин и других календарных и семейных праздников. В этом случае обыкновенное, на первый взгляд, застолье приобретает оттенок «исторической игры».

Музей-ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной обучающимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучения подобным профессиям.

При выборе того или иного профиля или жанра прежде всего приходится учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности, многочисленнее актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. В то же время ориентация на специфику школы является далеко не единственным критерием. В конечном итоге, успех будет зависеть от инициативы, фантазии и активности тех, кто хочет делать музей и сотрудничать с ним.

 

Категория: Публикации наших сотрудников | Добавил: Dorogoi (06.12.2012)
Просмотров: 2613 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024