Форма входа

Наш опрос

Оцените сайт
Всего ответов: 137




Суббота, 25.05.2019, 05:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр детского и юношеского туризма и краеведения г.Истра

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Краеведение

Гончарное ремесло в Истринском районе (из рассказов старожилов)

Гончарное ремесло в Истринском районе

(из рассказов старожилов)

В Воскресенском уезде занимались 12 промыслами: башмачным, столярным, плотничьим, кузнецким, ткацким, мебельным. А также гончарным.

Гончарный промысел, заключающийся в производстве глиняной посуды, гнездится в с. Максимовка в Еремеевской окрестности, где им заняты 19 хозяйств из 27, и встречается в 5 хозяйствах соседних деревень Скориково, Сафонтьево и Савкино.

Ассортимент изготовляемых изделий составляется в данный из 14-15 названий (кринка, кувшин, рукомойник, кружка, миска, лоток, пирожная банка, корчага – для пива и белья, цветочный горшок, поддонник, кадильница, детские песочники). Сырьем для производства является глина, добываемая в лесу в 3-х верстах от Максимовки по направлению на Степаньково. Добывают глину из ям, глубиною в 1,5-2 аршина; она встречается не цельным пластом, а вкрапинами, так что ее выкапывают кусками в 0,5-1 пуд и сносят в одну кучу, которую потом и накладывают на воз. Обычно глину копают по мере надобности, но перед бездорожьем делают запас. На год горшечнику в среднем требуется пудов 200 глины. Привезенную глину, в виде комьев, складывают в сенях мастерской или в неглубокую (1аршин) яму, выкопанную в сенях или во “дворе”, неподалеку от мастерской. Работает горшечник в особой мастерской, отапливающейся “по черному”. По рассказам горшечников лет двадцать тому назад все они работали в жилых избах, а так как для обжига нужна печь без трубы, то избы все были курными. Постройка белой избы связывалась с отделением мастерской от жилья, причем обычно мастерской становилась старая изба, перенесенная с переднего плана в глубь усадьбы.

Оборудование мастерской состоит из печи, топящейся обязательно по черному, “полатей”, то есть досок, настеленных с промежутками под потолком для просушки посуды, лавок вдоль стен, гончарного круга и, иногда, стола. Максимовские горшечники употребляют сейчас, и по их воспоминаниям употребляли всегда, “исстари”, ножной круг. Круг делают столяры с. Никольского.

В качестве инструментов в производстве употребляется деревянный ножичек - “клепик”, “клинышек” или “оправка”; нитка или проволока для подрезания дна, когда готовая посуда снимается с круга; лоскут овечьей кожи для заглаживания наружной поверхности изделий, обломок косы для “прорезания” глины.

Процесс производства заключается в следующем: глину мнут босыми ногами на полу мастерской, поливая ее водой. При этом из нее выбирают камешки и всю постороннюю примесь. Затем ком глины скоблят обломком косы или, по выражению горшечников, прорезают на ломтики “тоньше березового листика”; проскоблив ком, кладут его на лавку и месят, как тесто: раскатывают, собирают в ком, опять раскатывают. При этом требуется большое напряжение сил, иначе глина будет недостаточно эластична. Окончив заготовку глины, горшечник скатывает из нее длинный брусок, и отделяет от него комья, размер которых зависит от того, какую вещь решил он делать. Эти комья складываются на скамье справа от круга. Слева ставится миска с водой. Горшечник садится за круг так, чтобы он пришелся между его ног, смачивает руки водой, поливает водой основание оси, верхний круг и положив на него один из заготовленных комьев глины начинает лепить посудину, ногами вращая круг, а руками выдавливая и вытягивая стенки посуды. Вращение круга производится движением ног. Круг вращается против часовой стрелки, причем левая нога подталкивает его к себе, а правая отталкивает от себя. Быстрота вращения круга не одинакова во время работы: сначала вращение идет медленно все, ускоряясь при отделке.

Стенки вырабатываемой посуды должны быть равномерной толщины, иначе посуда треснет во время обжига.

Слепленная посуда расставляется горшечником для просушки на полати. После просушки посуда обжигается. Обжигание происходит либо в печи, либо в горне. Но устройство горна не освобождает горшечника от необходимости иметь печь.

Горн – в местном произношении горен – делается под открытым небом, обычно в склоне горы. При закладке посуды в горн горшечник прыгает в него и тщательно укладывает посуду так, чтобы предохранить ее от действия пламени, прорывающегося через отверстия, отверстия обгораживаются черепками битой посуды.

После обжигания, как в горне, так и в печи, посуда остывает часов 12-14; обычно приходится на остаток дня и ночь, а утром ее вынимают. Вынимают посуду руками, если она совсем остыла, или палкой “рычажком”, если она еще горячая; вынутая посуда сразу накладывается на воз, тщательно перекладываемая сеном.

Наемный труд в Максимовке никогда не применяется, и не применялся прежде. В ученье живут “свои” или дети односельчан, обучение считается очень сложным, и выучиться можно только с большим старанием

Наши гончары не имеют “писаной” истории. Слишком незначительно распространение промысла и незатейливость его изделий делали его мало интересным для исследователей Московской губернии в целом. Между тем, для края именно этот промысел является одним из интереснейших.

Его техника, сохраняющая неизменные приемы на протяжении столетий, дает возможность и без писаных документов проследить и восстановить историю промысла, во всяком случае, некоторые ее моменты. Так употребление нашими гончарами “исстари” ножного круга протягивает ниточки связи между возникновением промысла и постройкой Воскресенского монастыря (вторая половина ХVII века), когда привезенные Никоном литовские мастера изготовляли цветной изразец. Находимые во множестве при археологических раскопках остатки славянской керамики ХII века ставят вопрос о возможности зарождения гончарного дела еще в ту На основании документов данных Истринским музеем: Масимовка – поселение древние; название, конечно, позднее. В 20-е годы экспедиции обнаружили здесь курганы, относящиеся к древнерусскому домонгольскому времени. В культурном слое, очень тонком, находили много керамики. Еще в ХVII веке здесь было изразцовое производство (!) помимо монастыря. В ХIХ веке Максимовка становится одним из центров гончарного производства на промышленном уровне. В наш век, в послевоенное время она также славилась гончарными изделиями.

 

Категория: Краеведение | Добавил: Dorogoi (13.12.2008)
Просмотров: 2160 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019