Форма входа

Наш опрос

Оцените сайт
Всего ответов: 144




Среда, 14.08.2024, 16:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр детского и юношеского туризма и краеведения г.Истра

Главная | Регистрация | Вход
Библиотека


Главная » Файлы » Нормативные документы

Программа "Активисты школьного музея"
[ ] 11.12.2012, 16:20

Программа подготовлена Федеральным центром

детско-юношеского туризма и краеведения совместно

с Московской городской станцией юных туристов

и рекомендована для использования в системе

дополнительного образования детей.

Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики образовательного учреждения.

Программа дополнительного образования детей. Активисты школьного музея.

Авторы:

Казурова Ольга Алексеевна, директор ГУ «Владимирский областной спортивно-оздоровительный центр»;

Константинов Юрий Сергеевич, доктор педагогических наук, заместитель председателя Союза краеведов России;

Слесарева Людмила Петровна, директор Московской городской станции юных туристов, кандидат педагогических наук.

  

ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

Пояснительная записка

Цель программы детского туристско-краеведческого объединения «Активисты школьного музея» - всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:

-   создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

-   формирование чувство патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;

-   внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;

Цель достигается через решение следующих задач:

-   формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;

-   формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

-   профессиональная ориентация подростков;

-   формирование прочных трудовых навыков и навыков;

Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитаннике, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труди и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность  подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.

Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно школьный музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте - создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.

Структура программы

Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика построения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира. Работая по ней, изучая с учащимися конкретный объект, предоставляется возможность сообщить им необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, истории и архитектуры, литературы и искусствоведения.

Каждый год обучения включает четыре тематических раздела, тесно взаимосвязанных между собой, но самостоятельных по своему внутреннему строению. Темы разделов могут пересекаться.

В первом разделе - «Музей-хранитель наследия веков» сообщаются знания о музеях, их функционировании, формировании фондов, экспозиций.

Во втором разделе - «Создание музейных экспозиций» через поисковую деятельность формируются специальные знания и умения воспитанников.

Третий раздел - «Основы туристско-экспедиционной деятельности», формирует навыки, необходимые воспитанникам в процессе полевого исследования.

Четвертый раздел - «Школа экскурсовода», формирует активную жизненную позицию, в нем значительное внимание уделяется внутреннему миру воспитанника, его личностному росту.

Программа имеет концентрическое построение, состоит из пяти курсов для каждого года обучения:

1.       «Я, моя семья и школа» - помогающий воспитанникам лучше понять своеобразие школы в целом и особенности конкретных семей, знакомит с родословием.

 

2.       «Я и мир вокруг меня» - помогающий воспитанникам лучше понять своеобразие населенного пункта в целом и особенности конкретных улиц.

3.               «Родная сторона» - ориентирующий воспитанников на изучение природных условий, истории возникновения и последующей судьбы населенного пункта.

4.               «Моя малая Родина» - нацеливающий воспитанников на формирование комплексного восприятия региона России через личные впечатления.

5.               Создание музейной экспозиции (вариативный курс), ориентирующий подростков на самостоятельное исследование, способствующий изучению психологии человека через призму его поступков, формированию коммуникативной культуры, жизненных ориентиров через личные впечатления.

Для удобства пользования программой в учебном плане 5-го года обучения в разделе «Создание музейной экспозиции (вариативный курс)» разработаны и приводятся в качестве примера темы «Быль монастырская» и «Дворянские гнезда родного края», как менее разработанные в существующей практике работы школьных музеев. Вместо этих тем можно разработать тематику, связанную с конкретным промышленным или сельскохозяйственным предприятием, учреждением культуры и т.п.

Материал подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы в процессе реализации каждого последующего курсового проекта. Значимая сторона программы - постоянное углубление краеведческого материала на протяжении 5 лет, при неоднократном повторении материала предыдущих лет на более самостоятельном и осознанном восприятии материала. Всё это позволяет пройти воспитаннику индивидуальный образовательный путь по трём уровням:

  общекультурный - уровень усвоения предполагает расширение кругозора ребёнка и информированности в данных образовательных областях, совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;

  углубленный - предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, овладение основными знаниями на уровне практического применения, умение передавать свой опыт младшим членам коллектива;

  допрофессиональный - предусматривает наличие профессиональной ориентации, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения, получение социального опыта.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Комплексность данных программ основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного процесса в основных направлениях:

1.     Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

2.     Предпрофессиональная подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом объединения.

3.     Формирование разносторонне развитой личности

4.     Воспитание и дополнительное образование средствами туристско-краеведческой деятельности.

При этом педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения для успешной реализации данных программ:

 обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;

 насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

 дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подростку выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

 гедонистическая направленность деятельности объединения, предполагающая организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристской деятельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического вуза).

Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.

Педагогическая эффективность туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам должностей (ролей): организационно-хозяйственных и познавательно-краеведческих. При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должно-стно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

 

При реализации программы необходимо отдавать преимущество активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, музейные часы, вечера встреч). Па практике необходимо реализовать принцип свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора. Процесс успешного развития навыков неразрывно связан с активной умственной деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в объединении. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению стоящих задач.

Категория: Нормативные документы | Добавил: Dorogoi
Просмотров: 2615 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024